• Русский / English

  • Пресс-центр


    Библиотека выступлений

    Основной объем авиакеросина направлен на внутренний рынок

    11 Сентября 2012

    egorovm.jpgВ ПОСЛЕДНИЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА РЫНОК ПОСТАВЩИКОВ АВИАЦИОННОГО ТОПЛИВА КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИЛСЯ: В ЭТОТ СЕГМЕНТ ПРИШЛИ КРУПНЫЕ НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ, КОТОРЫЕ ЧЕРЕЗ СВОИ ДОЧЕРНИЕ СТРУКТУРЫ РАБОТАЮТ С ПЕРЕВОЗЧИКАМИ. О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РЫНКА АВИАЦИОННОГО КЕРОСИНА, А ТАКЖЕ О ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ АВИАПЕРЕВОЗОК И УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТОПЛИВА В ИНТЕРВЬЮ АТО РАССКАЗЫВАЕТ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АЭРО» ВЛАДИМИР ЕГОРОВ.

    АТО: Российские авиакомпании, хотя и гораздо меньше по размеру своих западных конкурентов, но развиваются они быстрее. Каким образом рост авиаперевозок отразился на поставщиках авиатоплива?

    В. Е.: Рост рынка пассажирских и грузовых перевозок в России, несомненно, повлиял на поставки авиационного керосина. Напомню, что в 2011 г. количество пассажиров российских компаний возросло более чем на 12% и составило 64 млн чел. Для сравнения: мировой пассажиропоток за тот же период увеличился на 6%. На 5,4% возрос объем грузоперевозок у российских компаний, это также выше мировых данных. Под влиянием этих показателей суммарный объем продаж авиационного топлива в России в прошлом году увеличился на 10%. Предполагается, что пассажиропоток по итогам этого года увеличится еще на 12–15%. Подобный рост уже сформировал определенный тренд на топливном рынке: крупнейшие российские нефтяные компании под воздействием растущего потребления направили основной объем авиационного керосина на внутренний рынок.

    На НПЗ «Газпром нефти» производство авиатоплива в 2011 г. увеличилось на 11%. В общей сложности мы реализовали «в крыло» свыше 1,5 млн т топлива — это на 50% больше, чем в 2010 г. В первой половине 2012 г. мы продали более 1 млн т топлива на внутреннем рынке. По итогам года планируем увеличить объем поставок топлива «в крыло» не менее чем на 20%.

    АТО: Затраты на керосин остаются одной из главных статей расходов перевозчиков, можете ли вы спрогнозировать изменение цены на авиатопливо в ближайшем будущем?

    В. Е.: На стоимость авиационного керосина влияет большое количество факторов, многие из которых не зависят от поставщиков нефтепродуктов. Например, тарифы на услуги заправки и хранения авиатоплива утверждает ФСТ, и мы придерживаемся этих требований. С другой стороны, сейчас в российских аэропортах развивается система альтернативных ТЗК. Это усиливает конкуренцию, поскольку по- является все больше аэропортов, в которых у авиаперевозчиков есть возможность выбирать поставщика, предлагающего оптимальное соотношение качества топлива, его цены и уровня сервиса.

    АТО: Высокая стоимость топлива в ряде российских аэропортов нередко связывается с отсутствием альтернативных ТЗК. Насколько активно «Газпромнефть- Аэро» будет развивать свою сеть топливозаправочных комплексов? Какова география уже запущенных ТЗК?

    В. Е.: Мы рассматриваем возможности строительства новых ТЗК в различных аэропортах не только на территории России, но и в республиках СНГ. Топливозаправочные комплексы «Газпромнефть-Аэро» сегодня созданы в Шереметьево, Ульяновске, Новосибирске, Кемерово, Пулково (СОВЭКС), Томске, Брянске.

    Однако строительство инфраструктуры для хранения топлива и заправки самолетов требует значительных инвестиций, поэтому каждый потенциальный проект тщательно прорабатывается. 

    АТО: Как вы рассчитываете расширять географию поставок компании?

    В. Е.: На конец 2011 г., помимо заправки воздушных судов во всех аэропортах московского авиаузла, мы предлагали услуги в Санкт-Петербурге, Мурманске, Брянске, Новосибирске, Томске и Ульяновске. В 2012 г. география присутствия «Газпромнефть-Аэро» в аэропортах России расширилась благодаря началу заправок в Казани, Новом Уренгое, Кемерово, Барнауле, Омске, Красноярске и Владивостоке. Вместе с регистрацией дочернего предприятия «Газпромнефть-Аэро Кемерово» планируем расширить свое присутствие в Сибири. Сейчас у нас в стадии разработки находится несколько инвестпроектов. В основном они относятся к традиционным регионам присутствия «Газпром нефти». Это вполне объяснимо, — поскольку производитель основного объема ресурса для нас Омский НПЗ. Поэтому мы будем расширять свою работу в соседних и близлежащих к Омску регионах.

    АТО: Кроме заправки самолетов в российских аэропортах ваша компания также выходит на зарубежный рынок. Насколько для вас важен этот сегмент?

    В. Е.: Объем продаж авиатоплива «Газпромнефть-Аэро» за рубежом в первой половине 2012 г. возрос более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил около 100 тыс. т. Начав в 2009 г. с заправок трех чартерных рейсов в Турции, Таиланде и Египте, мы смогли к августу 2012 г. расширить международную географию по- ставок топлива до 80 аэропортов в 39 странах мира — от Бангкока до Рио-де-Жанейро.

    Стратегия компании предусматривает заключение прямых договоров с местными топливозаправочными компаниями, что позволяет гарантировать российским партнерам своевременность заправок и оптимальные цены на авиа- топливо. Так, в 2012 г. были заключены долгосрочные соглашения с португальской энергетической компанией Galp - Energia, итальянской нефтегазовой компанией ENI и греческим поставщиком топлива ЕКО. В рамках этих контрактов началась заправка регулярных рейсов авиакомпании «Трансаэро» в Лиссабоне и Фаро (Португалия), на острове Мадейра (Португалия) и в аэропорту Пальма-де-Майорки (Испания). В Греции мы начали заправки в Араксосе, Родосе и Ираклионе, в Италии — в Римини, Вероне и Венеции.

    Напомню, что еще в прошлом году «Газпромнефть-Аэро» подписала соглашение с компанией AirTotalInternational (ATI), в соответствии с которым ATI открыла нам доступ к своей сети аэропортов присутствия, в том числе под заправки регулярных, разовых и чартерных рейсов вне расписания.

    В 2012 г. благодаря сотрудничеству с французской Total мы начали заправки во Франции, Латвии, Чехии и Эфиопии. А в конце июля нынешнего года стали заправлять первые регулярные рейсы в Россию французской авиакомпании Aigle Azur — из Парижа (Орли) в Москву (Внуково). Этому событию предшествовали визит инспекторов Total на топливозаправочный комплекс аэропорта и тщательная проверка авиатоплива производства «Газпром нефти».

    Сегодня международный бизнес «Газпромнефть-Аэро» включает в себя не только расширение розничной сети продаж авиатоплива за рубежом для российских клиентов, но и привлечение к сотрудничеству иностранных авиаперевозчиков — прежде всего в аэропортах России. 1 августа 2012 г. мы заключили долгосрочное соглашение с авиакомпанией Emirates на заправку всех регулярных рейсов перевозчика в московском аэропорту Домодедово. Уже сейчас наша компания поставляет авиатопливо для двух ежедневных рейсов по маршруту Москва—Дубай, которые выполняются на самолетах Boeing 777-300ER. В декабре 2012 г. запланировано начало заправок самого большого в мире пассажирского самолета Airbus А380 компании Emirates на его регулярных рейсах в Россию.

    Кроме Emirates «Газпромнефть-Аэро» сегодня заправляет еще девять иностранных авиакомпаний и рассчитывает привлечь новых авиаперевозчиков, в первую очередь в аэропорту Шереметьево и в новосибирском аэропорту Толмачево.

    Журнал «Авиатранспортное обозрение»


    Возврат к списку